Новости ГИБДД

Казанская компания Кори закрывает автопрокатный бизнес

Казанская компания «Кори» закрывает автопрокатный бизнес, ставший убыточным в связи с расширением сети камер видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Владелец компании заявил, что «Кори» ежемесячно получала не менее сотни извещений о штрафах, которые казанская ГИБДД отказывалась переоформить на фактических нарушителей — клиентов автопроката. Участники казанского рынка признают, что такая проблема существует, однако сворачивать из-за этого деятельность не намерены.


Вчера владелец казанского автопроката «Кори» Михаил Сергеев сообщил „Ъ“, что ликвидирует свой бизнес. По его словам, причиной этого стали проблемы с местной ГИБДД, которая вопреки Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) взыскивает штрафы за зафиксированные видеокамерами нарушения правил дорожного движения не с фактических нарушителей — клиентов автопроката, а с компании. По его словам, поправки в КоАП, касающиеся средств объективной фиксации нарушений правил дорожного движения (видеокамер), Госдумой были приняты в 2008 году и предусматривают возможность переоформить штраф на нарушителя, «если собственник может доказать, что не он находился за рулем принадлежащего ему автомобиля, и ГИБДД сочтет эти доказательства достаточными».
Михаил Сергеев отметил, что «Кори» ежемесячно получала не менее сотни извещений о штрафах, которые компания не имела возможности взыскать с клиентов. «Система он-лайн ГИБДД работает крайне плохо — штрафы появляются с очень большими задержками. Нередки случаи, когда после расторжения договора с клиентом, который брал машину на один-два дня и заплатил за прокат 1-4 тыс. рублей, мы получаем квитки о штрафах на несколько тысяч рублей»,— рассказал господин Сергеев. Он отметил, что в Татарстане камера фиксирует не лицо конкретного нарушителя, как это принято во многих странах, а лишь регистрационный номер автомобиля, поэтому квитанции высылаются собственнику машины, «хотя юрлицо не может находиться за рулем».
Рынок автопроката в Казани, по информации его участников, включает в себя 10-12 компаний, однако реально работают лишь 4-5 из них. Общее количество предлагаемых в аренду автомобилей — 70-100. Совокупный ежемесячный оборот — 1-2 млн руб.



Господин Сергеев утверждает, что ни одному из прокатов Казани не удалось договориться с ГИБДД о том, чтобы она проводила эту процедуру «в соответствии с законом». В итоге автопрокатный бизнес стал невыгодным, несмотря на востребованность услуги. «В нашей базе несколько сотен клиентов, включая постоянных. Но мы ликвидируем это направление — распродаем автопарк»,— сообщил господин Сергеев.
Вчера в пресс-службе ГИБДД Татарстана не смогли оперативно подготовить комментарий по этому вопросу, посоветовав задать его сегодня на пресс-конференции лично руководителю ведомства Рифкату Минниханову.
В конце июля 2008 года господин Минниханов, рассказывая журналистам об автоматической фиксации нарушений (видеокамеры на дорогах Казани устанавливаются с 1 июля 2008 года), отмечал, что «если собственник к нарушению не причастен и обеспечивает явку лица, которое управляло автомобилем в момент фиксации, то к административной ответственности будет привлечено это лицо». При этом он подчеркнул, что «в качестве доказательства должны быть предоставлены не документы, косвенно подтверждающие непричастность собственника автомобиля к совершению нарушения, а именно сам гражданин, находившийся за рулем».
Вчера владелец автопроката «Гамбит» Рустем Багаветдинов подтвердил „Ъ“, что «с подобной проблемой сталкиваются все компании», однако сказал, что для его фирмы «это не создает особых сложностей, наверное, потому, что обороты большие».
Владелец компании «Авторент» Тариэл Песахов рассказал, что нашел способ взимать штрафы с клиентов. «При оформлении автомобиля клиенты оставляют залог. Мы не возвращаем его, пока не убедимся, что арендатор за время пользования автомобилем не нарушил правила дорожного движения». Правда, он добавил, что таким образом компании удается взыскать не все штрафы: «Бывает, что залога не хватает, а клиентов потом не найти». Назвав эти убытки «незначительными производственными издержками», господин Песахов предположил, что проблемы «Кори» с ГИБДД «скорее всего, не основная причина закрытия автопроката».

Представитель российской автопрокатной компании «Рентомобиль» в Казани Дамир Зиатдинов отмечает, что его фирма сталкивается с подобными проблемами и в Москве, и Нижнем Новгороде. Однако, по его словам, «Нижний Новгород оснащен камерами всего процентов на 10%, тогда как Казань — на все 90%, поэтому здесь это выражено наиболее сильно». Но штрафы не угрожают работе его компании. «Мы работаем с клиентами только по банковским картам. Поэтому у нас есть способы взыскать штраф с клиента»,— сказал „Ъ“ господин Зиатдинов. Кроме того, он утверждает, что компания практикует жесткий фейс-контроль: «Мы не даем машины всем подряд. 50% наших клиентов — это крупные компании из Москвы, Санкт-Петербурга и из-за рубежа. А они более внимательно относятся к нарушениям на дороге»,— говорит он. Дамир Зиатдинов считает, что загружать ГИБДД поиском фактических нарушителей не стоит: «Этим должны заниматься другие органы — судебные». К тому же, по его мнению, «никто не будет рушить систему из-за двух-трех автопрокатных компаний».

Любовь Шебалова. Источник: Коммерсантъ