Данное правонарушение состоит не в том, что водитель не имеет при себе прав, а именно в их отсутствии (то есть лицу вообще не было выдано ВУ, он не сдавал квалификационные экзамены для получения права управления транспортным средством той или иной категории). Таким образом, если в ходе разбирательства будет установлено, что водитель обладает ВУ, но не имеет его при себе, - это будет уже другое правонарушение, о котором говорилось в статье 12.3.

За езду без прав (когда отсутствие ВУ сопряжено с непрохождением обучения вождению) налагается крупный административный штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб.

Общим объектом такого нарушения является безопасность дорожного движения, однако в каждом конкретном случае следует рассматривать и дополнительный: вопросы собственности, здоровье и безопасность, порядок управления ТС.

Согласно российскому законодательству, существуют следующие возрастные ограничения при обучении вождению и получении соответствующих удостоверений, подтверждающих право управлять тем или иным транспортом:

  1. мотоциклы (категория А) – с 16 лет,

  2. транспорт категорий В и С – с 18 лет,

  3. общественный транспорт и автомобили категории D – по достижении 20-летнего возраста.

Любое из этих прав на управление ТС должно быть подтверждено обязательной сдачей квалификационных экзаменов (после прохождения соответствующего обучения), после чего лицо получает соответствующее ВУ или временное разрешение. Последнее выдается в том случае, если основной документ находится на проверке (например, водитель предоставил права, подлинность которых вызывает сомнения). Ее назначают при наличии достаточных оснований полагать, что водитель лишен права управления ТС и пользуется подложным ВУ. Такие проверки могут занимать до двух месяцев – именно на этот период и выдается временное разрешение.

Помимо штрафа, нарушитель отстраняется от дальнейшего управления транспортным средством (это должно происходить в присутствии двух понятых), а само оно отправляется на штрафстоянку. Там оно будет находиться до момента устранения причины задержания, при этом все расходы по транспортировке и содержанию ложатся на правонарушителя.

Еще одна статья затрат для водителя без прав связана с ОСАГО. Страховая компания может предъявить регрессное требование к лицу без прав в полном размере страховой выплаты (если при вождении им было совершено ДТП и нанесен ущерб жизни или имуществу третьих лиц). Страховщик также имеет право на возмещение расходов, связанных с процедурой рассмотрения страхового случая.

Рассматриваемое правонарушение часто совершается вкупе с передачей управления ТС лицу без прав. В таком случае собственник авто или мотоцикла совершает другой противоправный поступок и должен выплатить штраф в размере 30 000 руб. Если же он заявит, что не передавал управление добровольно, то нарушителю грозит еще одна статья – за незаконное владение и использование чужого ТС. Это уже становится предметом уголовного преступления, которое карается лишением свободы на срок до пяти лет.

Еще одна тонкость – управление авто с прицепом. Последний относится к категории Е, поэтому водитель легковушки может быть признан виновным в отсутствии прав на управление ТС данной категории. Однако этого можно избежать, если:

  1. разрешенная масса прицепа не превышает 750 кг (общий вес состава при этом не важен),

  2. допустимая масса прицепа превосходит 750 кг, но не превышает вес авто без нагрузки (при этом общий вес состава должен быть не более 3,5 тонн).