Рейтинг регионов Российской Федерации, составленный исходя из количества выписываемых в год штрафов ГИБДД.
Анализ соотношения количества проживающих граждан в субъектах российской Федерации к количеству штрафов ГИБДД, выписываемых в конкретных регионах.
Под словом штраф подавляющее большинство граждан России в современных условиях понимает автомобильный штраф (штраф ГИБДД). За 25 лет существования Российской Федерации дорожные штрафы, в след за бурно растущим автомобильным рынком, прошли серьёзный путь от специфичной меры воздействия на узкую группу населения до обсуждаемого общенационального явления.
Проект «Новости о штрафах ГИБДД» при помощи собственной многомиллионной базы плательщиков по штрафам продолжает публикацию серии исследовательских материалов, призванных дать ответы на наиболее острые вопросы, связанные с нарушением ПДД.
Вводная часть
Огромным подспорьем в деле расширения потока штрафов до «промышленных» масштабов, случившемся в России в первом десятилетии XXI-века, стала IT-индустрия и ее прикладные плоды в форме автоматических комплексов фиксации дорожных правонарушений.
Технический прогресс превратил сбор долгов по штрафам ГИБДД в форму получения пассивного дохода для субъектов Российской Федерации. Направление перестало упираться в естественные ограничения, связанные с деятельностью инспектора. Камера, пусть даже самая простая, способна работать 24 часа 7 дней в неделю, без обеда и выходных, беспристрастно «перемалывая» практически любой автомобильный поток. Сравнить в плане эффективности это прорывное новшество с инспектором, время от времени скрывающемся за кустом с ручным радаром, не представляется возможным.
Камеры ГИБДД, нарождающиеся на столбах в крупных городах России в качестве забавных игрушек местных властей, быстро доказали свою сверхэфективность. На них был сделан основной упор в борьбе за дорожную безопасность и денежные поступления.
Поймав волну, регионы-передовики «завесили» камерами ГИБДД буквально все трассы, улицы и проулки, перейдя к совсем уж изощрённым экспериментам со средней скоростью и квадрокоптерами. «Бедным» регионам заработать на штрафах ГИБДД помогают специализированные продукты банковского кредитования, работающие по принципу – «мы профинансируем установку дорожных камер, а вы нам перечислите процент от полученных штрафов».
Итоги исследования (разъяснение к инфографике)
Работа с собственной обширной базой штрафов ГИБДД продемонстрировала серьезные различия между количеством штрафов, выписываемых в различных регионах страны.
Неравномерное, в рамках территории страны, применение автоматических средств фото– видеофиксации нарушений правил дорожного движения и различия в работе патрульных служб приводит к серьёзной разнице в количестве штрафов ГИБДД, выписываемых в различных субъектах Российской Федерации.
Если допустить, что уровень подготовки водителей по стране примерно одинаковый, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что передвижение, к примеру, по Чукотскому автономному округу, с точки зрения полноты кошелька, оказывается в 12 раз (!) более беспроблемным, чем передвижение по Республике Татарстан (региону-лидеру по количеству штрафов ГИБДД, приходящихся на одного жителя в год). Иными словами, при движении в одинаковой манере по Чукотской АО и Татарстану, среднестатистический автомобилист в первом случае получит 1 штраф, а в последнем 12(!)
В распоряжении ресурса «Новости о штрафах ГИБДД», на основании анализа базы данных штрафов ГИБДД за 2016 год, оказалась полная карта регионов России (перечень приведен ниже), разделенная на "штрафоопасные" и "штрафобезопасные" субъекты Российской Федерации. Для автопутешественника информация достаточно интересная. Незнакомые дороги полны сюрпризов, а статьи КоАП порой толкуются очень фривольно.
Впрочем, передвигаясь по стране, риск попасть как в «лютый», так и в «либеральный» регион по отношению к дорожным штрафам, примерно одинаковый, это, по крайней мере, вписывается в общечеловеческие представления о справедливости.
А как быть тем автомобилистам, которые изо дня в день эксплуатируют свое транспортное средство в регионе с минимумом и максимумом штрафов ГИБДД на одного жителя? Ведь получается, что в одном случае безопасностью дорожного движения власти региона не занимаются, а в другом - простые автомобилисты вынуждены по каким-то причинам серьёзно переплачивать за одни и те же дорожные действия.
Впрочем, объяснить перекосы можно и по-другому. Высокое число штрафов ГИБДД может обуславливаться большим транзитным трафиком, крупным автопарком, сформировавшимся благодаря более высокому уровню жизни или хорошим дорогам, на которых современная машина подталкивает водителя превышать скорость.
Низкие показатели количества штрафов в некоторых регионах РФ с государственнических позиций можно объяснить общей высокой культурой вождения, прекрасной пропагандистской работой ГИБДД, климатическими и географическими условиями, отсутствием палочной системы, увеличенным использованием «предупреждений» сотрудниками полиции.
Полный перечень регионов с указанием количества штрафов
Регион | Выписано штрафов ГИБДД в год на одного жителя региона |
---|---|
ЧУКОТСКИЙ АО |
0,12 |
ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
0,16 |
АСТРАХАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,20 |
НЕНЕЦКИЙ АО |
0,22 |
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,22 |
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ |
0,22 |
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН |
0,24 |
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ |
0,24 |
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ |
0,25 |
ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,26 |
ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,27 |
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,27 |
ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,29 |
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,29 |
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,30 |
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,30 |
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) |
0,31 |
ЕВРЕЙСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ |
0,31 |
КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,31 |
ПЕРМСКИЙ КРАЙ |
0,32 |
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,32 |
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ |
0,33 |
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ |
0,33 |
ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,34 |
ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,35 |
РЕСПУБЛИКА ИНГУШЕТИЯ |
0,35 |
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,36 |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,36 |
РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ |
0,36 |
РЕСПУБЛИКА ТЫВА |
0,38 |
МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,38 |
КИРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,38 |
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ |
0,39 |
РЕСПУБЛИКА КОМИ |
0,39 |
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА |
0,40 |
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,42 |
УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
0,43 |
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,44 |
НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,44 |
РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ |
0,45 |
РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ |
0,46 |
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,47 |
КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,47 |
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,47 |
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,47 |
РЕСПУБЛИКА СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ |
0,47 |
РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ |
0,48 |
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ |
0,49 |
ПСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,50 |
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АО |
0,50 |
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,50 |
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,50 |
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,51 |
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН |
0,52 |
РЕСПУБЛИКА АДЫГЕЯ |
0,54 |
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АО |
0,54 |
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
0,55 |
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,59 |
РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ |
0,60 |
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,61 |
ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,62 |
КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,63 |
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ |
0,64 |
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,65 |
ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,67 |
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,67 |
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,68 |
КАМЧАТСКИЙ КРАЙ |
0,70 |
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,70 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Г. |
0,70 |
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,71 |
САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,72 |
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,81 |
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,82 |
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,84 |
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,93 |
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ |
0,97 |
РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ |
1,00 |
РЯЗАНСКАЯ ОБЛАСТЬ |
1,07 |
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА |
1,17 |
ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ |
1,20 |
МОСКВА Г. |
1,21 |
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН |
1,45 |
СПРАВКА
Штраф (от нем. die Strafe) — узаконенное наказание за различные правонарушения. Применяется обычно в виде денежного взыскания, как правило, в пользу государства, в случае совершения того или иного проступка, ответственность за которое обозначена заранее. В законодательстве разных государств наряду с термином «штраф» используется термин «денежное взыскание». Штраф, как вид наказания, присущ нескольким отраслям современного права.
После повсеместной отмены телесных наказаний, штрафы во многих развитых государствах выдвинулись в качестве наиболее популярной меры воздействия на нарушителей закона.
Данный вид наказания гуманен, поддается тонкой настройке в зависимости от благосостояния граждан, не создает нагрузку на претензионную систему, помогает избежать контактов случайно оступившихся людей с закоренелыми преступниками, не отрывает мелких нарушителей правопорядка от выполнения семейных и трудовых обязанностей, ну и, наконец, приносит деньги в казну.
На Руси понятие штраф известно начиная с IX века. Летописные источники впервые фиксируют термин в торговых документах между древнерусским государством и Грецией. Позже штраф под названиями «вира» и «продажа» широко использовался в качестве наказания даже за такие преступления, как убийство и причинение телесных повреждений. Он применялся как средство возмещения «обиды», под которой подразумевалось совершение преступления.
Действующий в настоящее время Уголовный кодекс РФ предусматривает довольно много составов преступлений, за которые возможно назначение штрафа: в общем числе их более 40 %. Несмотря на это, штраф применяется довольно редко: удельный вес всех осуждённых к штрафу в 1994 г. составил 9,8 %, в 2002 — 6,3 % от общего числа осуждённых.
В то же время сейчас среднестатистический россиянин, при упоминании слова «штраф», в большинстве случаев, будет иметь в виду различные виды административных, дорожных взысканий назначаемые в основном сотрудниками ГИБДД на основании положений Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).
Строго говоря, в российских нормативно-правовых документах значится, что штраф и, в том числе, штрафы ГИБДД, не имеют прямой фискальной функции (не придуманы для наполнения казны), а действуют лишь как мера регулирования поведения водителей транспортных средств. Однако де-факте особенно на волне финансового кризиса, штрафы ГИБДД так или иначе попадают в список инструментов для наполнения бюджетов разного уровня.
- Каждый 50-й автомобилист в РФ может оказаться невыездным на майские праздники
- Исследование структуры штрафов ГИБДД в России
- Исследование: что дала России скидка 50% на штрафы ГИБДД?
Все статьи автора: Сергей Иванов