Рейтинг регионов Российской Федерации, составленный исходя из величины среднего выписанного штрафа ГИБДД.
Целью исследования являлось определение суммы среднего выписываемого штрафа ГИБДД, для субъектов Российской Федерации, дальнейшее ранжирование и интерпретация полученных данных.
В целях наглядности команда проекта «Новости о штрафах ГИБДД» обобщила полученные результаты, составила по итогам работы рейтинг и отразила ключевые факты в предлагаемой инфографике.
Источником исходной информации для исследования послужила собственная база данных сервиса «Штрафы ГИБДД», содержащая в себе количественную информацию о выписываемых дорожных взысканиях на протяжении 2016 года, по всем регионам России (сервис перепроверяет более миллиона реквизитов россиян в сутки).
Штраф ГИБДД
Под словом штраф подавляющее большинство граждан России в современных условиях понимает автомобильный штраф (штраф ГИБДД). За 25 лет существования Российской Федерации дорожные штрафы, в след за бурно растущим автомобильном рынком, прошли серьёзный путь от специфичной меры воздействия на узкую группу населения до обсуждаемого, общенационального явления.
Проект «Новости о штрафах ГИБДД» при помощи собственной многомиллионной базы плательщиков штрафов продолжает публикацию серии исследовательских материалов, призванных дать ответы на наиболее острые вопросы, связанные с нарушением ПДД в нашей стране.
Итоги исследования (разъяснение к инфографике)
Средняя сумма штрафа ГИБДД в России неуклонно растет год от года. Это связано с реакцией законодателя на меняющуюся дорожную обстановку, с ужесточением борьбы с алкоголем за рулем, введением некоторых новых видов дорожных взысканий.
Несмотря на то, что система наложения штрафов ГИБДД за десятилетия, прошедшие с образования Российской Федерации, достаточно устоялась, по разным причинам между регионами страны наблюдаются серьезные различия.
В рамках предыдущего исследования команде проекта «Штрафы ГИБДД» удалось выяснить, что среднее количество дорожных взысканий между различными субъектами Российской Федерации может разительно отличаться (Чукотской АО и Татарстан имеют разницу по количеству выписанных штрафов более, чем в 10 раз). В рамках текущей работы, направленной на выявление соотношений в средних суммах выписанных штрафов между регионами, также присутствуют серьёзные различия.
Так, наименьшими средними суммами штрафов ГИБДД за 2016 год отличились Саратовская, Рязанская и Нижегородская области страны. Здесь «средний чек» дорожного нарушения за прошлый год не превышает 700 рублей. Что почти на 150 рублей ниже общего для России среднего штрафа ГИБДД в 854 рубля.
Максимальными, на фоне остальной России, средними суммами выписанных штрафов, отмечаются Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО и Астраханская область. Здесь средние суммы взысканий по дорожным правонарушениям серьезно переваливают за 1000-1100 рублей.
Природу этого явления с позиции стороннего наблюдателя оценивать достаточно сложно. Мы не можем ничего утверждать и оперируем лишь предположениями, основанными, впрочем, на богатом опыте взаимодействия с системой назначения и взимания штрафов ГИБДД в РФ.
- Высокие «средние чеки» по штрафам отмечаются преимущественно в удаленных от центра регионах с низким уровнем проникновения специализированных средств фото-фиксации нарушений. Сотрудники ГИБДД, работающие без электронных помощников, вынуждены реагировать лишь на наиболее яркие случаи нарушения ПДД, штрафы по которым существенно превосходят классический для центральной России автоматический штраф в 500 рублей за превышение скорости на 20-40 км/ч. Необычно высокие в рамках этой гипотезы средние суммы штрафов для Москвы могут объясняться повышенными относительно остальной страны взысканиями за неправильную парковку.
- Стиль вождения в холодных, удаленных от экономических центров России, населенных пунктах востока и севера-востока страны отличается высокими скоростями. Этому способствует удаленность друг от друга населенных пунктов, отсутствие пробок, сформировавшееся сознание в котором притуплен страх попасться на камеру ГАИ.
- В условиях плоской, единой для всех по степени воздействия, шкалы штрафов, более состоятельные автовладельцы северных регионов осознанно и бессознательно позволяют себе больше вольностей на дорогах общего пользования, нежели сограждане из европейской части страны, для которых взыскание в 500 рублей оказывается существенным.
- Вероятно, что в регионах с меньшей средней суммой штрафа, ГИБДД работает эффективнее, уделяя внимание наказанию водителей за менее значительные правонарушения, чем в остальных республиках, краях и областях.
Штраф ГИБДД (справочное дополнение)
Огромным подспорьем в деле расширения потока штрафов до «промышленных» масштабов, случившимся в России в первом десятилетии XXI-века, стала IT-индустрия и ее прикладные явления в форме внедрения способов автоматической фиксации дорожных правонарушений.
Технический прогресс превратил сбор долгов по штрафам ГИБДД в форму получения пассивного дохода для субъектов Российской Федерации. Направление перестало упираться в естественные ограничения, связанные с деятельностью инспектора. Камера, пусть даже самая простая, способна работать 24 часа 7 дней в неделю, без обеда и выходных, беспристрастно «перемалывая» практически любой автомобильный поток. Сравнить в плане эффективности это прорывное новшество с инспектором, время от времени скрывающемся за кустом с ручным радаром, не представляется возможным.
Камеры ГИБДД, «нарождающиеся» на столбах в крупных городах России в качестве забавных игрушек местных властей, быстро доказали свою сверхэфективность. На них был сделан основной упор в борьбе за дорожную безопасность и денежные поступления.
Поймав волну, регионы-передовики «завесили» камерами ГИБДД буквально все трассы, улицы и проулки, перейдя к совсем уж изощрённым экспериментам со средней скоростью и квадрокоптерами. «Бедным» регионам заработать на штрафах ГИБДД помогают специализированные продукты банковского кредитования, работающие по принципу – «мы профинансируем установку дорожных камер, а вы нам перечислите процент от полученных штрафов».
Предыдущие исследования проекта «Новости о штрафах ГИБДД»:
- Исследование: «штрафоопасные» и «штрафобезопасные» регионы России
- Каждый 50-й автомобилист в РФ может оказаться невыездным на майские праздники
- Исследование структуры штрафов ГИБДД в России
- Исследование: что дала России скидка 50% на штрафы ГИБДД?
Все статьи автора: Сергей Иванов